Кто сказал, что будет легко
«Это все еще недостаточно хорошо», «у тебя ничего не получится», «я не буду тратить на тебя свое время». Часто дети на уроках слышат эти слова в свой адрес. От учителя — авторитета, примера, критика в глазах учеников, но по факту — обычного человека. Я, как и многие, слышала их в музыкальной школе. Учитель нередко становится источником давления и манипуляций на детей, находящихся в прямой от него зависимости.
Мой проект раскрывает болезненную и часто скрытую проблему насилия в российской образовательной системе. Уязвимость ребенка, находящегося в четкой иерархии с учителем, позволяет легко использовать ее для контроля. Авторитарные методы воспитания формируют и закрепляют школьную травму, которая передается из поколения в поколение.
В наследии советской системы образования до сих пор сохраняются жесткие практики взаимодействия с детьми. Насилие является нормой, его последствия затрагивают не только учащихся, но и самих педагогов, находящихся под давлением требований и показателей. Учителя, будучи такими же жертвами системы, принимают на себя роль агрессоров, передавая свои травмы ученикам. Насилие часто оправдывается: «Я хотела как лучше, иначе результата не достичь». Этот процесс поддерживается авторитарным режимом, который, управляя через насилие, препятствует доступу к правде и замыкает круг травмы и агрессии.
Проект не просто фиксирует эту реальность, но и поднимает важный вопрос о необходимости реформирования образовательной системы. Жесткие методы, игнорирование последствий насилия поддерживают замкнутый круг. Я убеждена, что для его разрыва необходимо начать открытую дискуссию о насилии в школах. Важно осознать, что агрессор часто сам является жертвой. Насилие порождает насилие, и только глубокие системные изменения, направленные на осознание и проработку этих травм, могут привести к созданию безопасной и демократической образовательной среды.