Кто сказал, что будет легко (ongoing)
«Это все еще недостаточно хорошо», «у тебя ничего не получится», «я не буду тратить на тебя свое время». Часто дети на уроках слышат эти слова в свой адрес. От учителя — авторитета, примера, критика в глазах учеников, но по факту — обычного человека. Я, как и многие, слышала их в музыкальной школе. Учитель нередко становится источником давления и манипуляций на детей, находящихся в прямой от него зависимости.
Мой проект раскрывает болезненную и часто скрытую проблему насилия в российской образовательной системе. Уязвимость ребенка, находящегося в четкой иерархии с учителем, позволяет легко использовать ее для контроля. Авторитарные методы воспитания формируют и закрепляют школьную травму, которая передается из поколения в поколение.
В наследии советской системы образования до сих пор сохраняются жесткие практики взаимодействия с детьми. Насилие является нормой, его последствия затрагивают не только учащихся, но и самих педагогов, находящихся под давлением требований и показателей. Учителя, будучи такими же жертвами системы, принимают на себя роль агрессоров, передавая свои травмы ученикам. Насилие часто оправдывается: «Я хотела как лучше, иначе результата не достичь». Этот процесс поддерживается авторитарным режимом, который, управляя через насилие, препятствует доступу к правде и замыкает круг травмы и агрессии.
Проект не просто фиксирует эту реальность, но и поднимает важный вопрос о необходимости реформирования образовательной системы. Жесткие методы, игнорирование последствий насилия поддерживают замкнутый круг. Я убеждена, что для его разрыва необходимо начать открытую дискуссию о насилии в школах. Важно осознать, что агрессор часто сам является жертвой. Насилие порождает насилие, и только глубокие системные изменения, направленные на осознание и проработку этих травм, могут привести к созданию безопасной и демократической образовательной среды.